
#Дневникдиректора
На этой странице дневника я размышляю о Героях в моей жизни. Первый раз писала эссе. Меня зовёт и вдохновляет мой Пушкин и мои герои-мальчишки...
Искусство слова для искусства жизни
/эссе/
М.И. Тараканова
Может ли искусство слова стать школой искусства жизни? Если кто-то и сомневается…знакомьтесь с моими мальчишками, моими героями. Моя учительская история учеников двух поколений – отца и сына, героев СВО. Оба прошли невероятную школу выживания. Отец шестерых детей с позывным Док пошёл воевать вслед за сыном. Отец ранен, сын геройски погиб. На вопросы «Как сохранил душу для света? У кого учишься?» Док отвечает: «Есть для кого и за кого жить. Когда «накрывает» воспоминаниями о боевых братьях и сыне, учусь у Пушкина, пишу стихи».
Не мне судить, как у него получается (все мы вечные ученики), но то, что искусство слова гениального и близкого народу Пушкина превращается в искусство самой жизни, я попробую доказать.
Урок первый от Дока и А.С. Пушкина
- Чтобы остаться в живых, надо понимать, где спрятаны глаза. Церквушка на возвышенности, которую мы штурмовали, была с глазами, - говорит Док.
Оказывается, фронтовые «глаза» - это не очи ликов святых на иконе, а наблюдатели или средства наблюдения. Вопрос в том, чьи они: свои или врага? И если вовремя не понял, чьими «глазами» смотрит на тебя Время, то А.С. Пушкин уже обозначил финал:
Придёт ужасный час…твои небесны очи
Покроются, мой друг, туманом вечной ночи.
Урок второй от А.С. Пушкина и Дока
Александр Сергеевич имел своё, особое, творческое, отношение к непогоде:
Ненастный день потух; ненастной ночи мгла
По небу стелется одеждою свинцовой.
- Непогода и сумерки – самое лучшее время на фронте. Не летают беспилотники, «глаза» слепнут, возможна передислокация, эвакуация 300-х и 200-х, заброска провизии и снарядов. Мы дорожим этими жизнесберегающими днями. Да и выходить на боевое задание в непогоду - самое лучшее приключение.
Док, проходя суровые уроки школы выживания, точно знает, что свинцовые одежды непогоды берегут от цинковых одежд Вечности.
Урок третий от лучших сынов Отечества
- Особое доверие – идти последним. Идти последним - значит прикрывать, видеть обстановку, спасать жизни. В детстве обижался, когда в походах ставили последним, хотелось быть героем и обязательно впереди. Уроки пройдены и усвоены. Последними ставят самых сильных и надёжных. Таких, как боец с позывным Одуванчик. Одуванчик погиб, прикрывая ребят, а я ранен, подорвавшись на мине при эвакуации 300-ого. Ни о чём не жалею. Там всё настоящее, без шелухи и полутонов. А сын… Сын – непроходящая боль.
Я не знаю ещё, вернусь ли с войны:
Ведь засела во мне она прочно.
Что война началась, нашей нет тут вины,
Ну а с сыном мы встретимся точно!
Мои мальчишки, Димка и Егор, мои герои с позывными Док и Зуба! Вы – лучшие сыны Отечества. А.С. Пушкин напутствовал нас: «Говорят, что несчастие хорошая школа; может быть. Но счастие есть лучший университет. Оно довершает воспитание души…». Когда мы открывали мемориальную доску Герою, ушедшему в Вечность во имя счастья, то первым несмелым весенним дождём Небо плакало. И люди …
И могло ли быть иначе? Ощущение русского, принадлежности к русскому миру – это духовные скрепы от Пушкинских сказок до вопроса нравственного выбора в школе искусства жизни:
Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Мои герои этот выбор сделали!