
Адаптация – это процесс и результат внутренних изменений, внешнего активного приспособления и самоизменения индивида к новым условиям. (по А.А. Реану)
А.А. Реан выделяет в сложных явлениях адаптации следующие компоненты:
- психофизиологические,
- поведенческие,
- когнитивные,
- социально-личностные.
Некоторые параметры успешной адаптации при переходе из начальной школы в основную школу
- Интеллектуальная готовность
- Удовлетворённость ребёнка процессом обучения. У адаптированного ученика 5-го класса есть желание идти в лицей, участвовать в общественной жизни, общаться с учителями, присутствует устойчиво хорошее настроение.
- Лёгкость в освоении программы. Ребёнок легко справляется с программой, успеваемость на уровне 4-го класса или чуть ниже.
- Самостоятельность при выполнении учебных заданий. Ребёнок готов прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому.
- Удовлетворённость межличностными отношениями — с одноклассниками и учителями.
Цели адаптационного периода
- определение зоны актуального и ближайшего развития, отыскание сильных сторон личности и точек роста, в системе, когда ребёнка обучают много педагогов, а не один, выработка общих требований, развитие межличностных отношений в классе
Психолого-педагогическая диагностика
- Уточнение психологического портрета класса (уровень развития вербального интеллекта, семантический код, репрезентативная система, тип темперамента)
- Уровень развития классного коллектива по анкете-социометрии
- Уровень эмоционального благополучия
- Уровень самооценки по методике «Дерево» по методике Д. Лампена
- Уровень школьной тревожности по тесту Филлипса
- Состояние психологического климата по Федоренко Л.Г.
- Уровень учебной мотивации
- Уровень воспитанности
- Уровень развития ценностных ориентаций
- Уровень занятости
Участники ППК и функциональная направленность их действий
- Директор
Отвечает за конечный результат работы учебного заведения, за эффективность работы всех структур
- Заместитель директора по учебной работе
Отвечает за организацию взаимодействия между педагогами, работающими в 1, 5, 10 классах. Совместно с ними определяет зону актуального и ближайшего развития на основе стартовой диагностики
Выступает по анализу результатов олимпиад, стартовой диагностики
Регламент – 10 минут
- Педагог-организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы
Отвечает за организацию воспитательного процесса в коллективах, направленного на решение задач Рабочей Программы воспитания, соотнесенного с приоритетами воспитательной политики в государственных образовательных документах, за организацию со-управления
Выступает по анализу планов воспитательной работы в классах
Регламент – 10 минут
- Педагог-психолог
Отвечает за выполнение программы Адаптационного периода как программы психолого-педагогического сопровождения вхождения ребенка в новую социальную среду, за проведение диагностики в Адаптационный период
Выступает по представлению психологического портрета класса на основе исследований интеллектуального развития, психологических особенностей, эмоционального благополучия
Регламент – 15 минут
- Медицинский работник
Отвечает за составление Банка данных на обучающихся по определению уровня здоровья, проблем на основе изучения, систематизации медицинских карт, итогов медицинских осмотров, собеседований с учащимися и их родителями
Выступает по анализу состояния здоровья обучающихся
Регламент – 5 минут
- Классный руководитель
Отвечает за создание условий для успешной адаптации обучающихся в лицее, за формирование благоприятного климата общения, условий укрепления навыков поведенческой саморегуляции, за становление классного коллектива, отбор актива, за становления классной системы самоорганизации
Выступает по особенностям семейных взаимоотношений, по итогам развития коллектива класса, по особенностям этого развития и методам педагогического воздействия, осуществляемым им (классным руководителем) в процессе Адаптационного периода (что и для чего делалось?)
Регламент – 10 минут
- Социальный педагог
Отвечает за составление социального паспорта, за профилактическую работу.
Выступает по итогам составления социального паспорта класса, где обозначаются данные (из каких семей дети, условия их проживания и т.п.), по итогам профилактической работы за 1 четверть.
- Учитель
Отвечает за качество обученности обучающихся по предмету на основе изучения и формирования уровня способов умственных действий (общеучебных умений и навыков), за формирование интереса к изучению конкретных учебных дисциплин
Выступает по итогам вхождения обучающихся в обучение (на основе проведенной работы по изучению СУД, стартовых срезов ЗУН), по итогам формирования интереса к предмету (что и для чего применять?)
Регламент – 5 минут